11 февраля текущего года Союз вагоноремонтных предприятий провел обучающий онлайн-семинар по особенностям применения смазки «Буксол» в буксовых узлах колесных пар грузовых вагонов. Это был первый опыт СВРП по возможному подключению в реальном времени практически всех ремонтных и эксплуатационных вагонных депо – в процессе семинара в онлайн режиме приняли участие представители с почти 150 предприятий.
В ходе семинара были представлены информационные материалы по особенностям применения смазки «Буксол». Представители АО «ВНИИЖТ», АО «ВРК-1» и ООО «ВКМ» рассказали об опыте применения смазки «Буксол» в буксовых узлах грузовых вагонов.
С докладом об особенностях применения смазки «Буксол» по сравнению с применяемой ныне ЛЗ-ЦНИИ (У) выступила заведующий лабораторией «Колесные пары и буксовый узел» АО «ВНИИЖТ» Елена Тимакова. Весь мир перешел на использование буксовых смазок на литиевой основе еще в 70-80-е годы прошлого века, тогда как мы продолжаем применять смазку на основе натриево-кальциево кальциевого загустителя, фактически хозяйственном мыле. Также было отмечено, что смазка «Буксол» используется в подшипниковых узлах тягового и мотор-вагонного подвижного состава, работающего на сети РЖД уже 20 лет.
Ранее, в начале 2000 годов уже проводились эксперименты по применению смазки «Буксол» в грузовых вагонах, но результаты проведенных работ были признаны неудовлетворительными.
С 2018 года в АО «ВНИИЖТ» были проведены лабораторные, стендовые и пробеговые испытания смазки «Буксол». Стендовые испытания имитировали реальные условия работы буксового узлы. Стендовые испытания имитировали реальные узлы с нагрузкой в 23 т/ось при скорости движения 80 км/ч. При пробеговых испытаниях на Экспериментальном кольце АО «ВНИИЖТ» использовались более 20 вагонов: 20 из которых были с отремонтироваными подшипниками и 1 вагон – с новыми деталями буксового узла. Испытания проводились при использовании смазки «Буксол» двух производителей. Пробег опытных вагонов составил 200 тыс. км при постоянной полной загрузке со скоростями 70-80 км/ч. По итогам испытаний были сделаны выводы о высоких эксплуатационных качествах смазки Буксол, сохраняющей свои свойства при плановых межремонтных пробегах в 450 тыс. км. Кроме этого, институт продолжает исследование подконтрольных колесных пар, заправленных «Буксолом» еще в 2018 году, с целью определения возможности увеличения ее ресурса до 600 тыс. км (6 лет).
Докладчиком также было отмечено, что перенастройки аппаратуры КТСМ при использовании «Буксола» не требуется. Заправка буксовых узлов смазкой «Буксол» должна проводиться со строгим соблюдением требований РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017, для обеспечения полной герметичности узла. Из недостатков смазки «Буксол», которые требуют особого внимания ремонтных предприятий, Тимакова Е.А. отметила сложности с отмывкой данной смазки, которая требует новых моющих растворов и дополнительного контроля. Кроме того, нанесение новой смазки на детали требует строгого следования «Технологической инструкции по заправке» и обязательного проведения вибродиагностики, так ее вязкостные свойства отличаются от уже привычной всем смазки ЛЗ-ЦНИИ(У).
Андрей Рогозин, и.о. заместителя генерального директора по управлению качеством АО «ВРК-1», рассказал, что по данным статистики по вагонному комплексу около 60% отказов колесных пар приходится на буксовый узел. Существует два основных направления повышения надежности работы буксового узла – новый тип смазки и переход на новые кассетные или сдвоенные подшипники. В АО «ВРК-1» было принято решение о начале эксперимента со смазкой «Буксол», который начали реализовывать в феврале 2020 года на базе вагонного депо Саратов и Вологодского вагоноремонтного завода.
Во время опытной эксплуатации в ВРК-1 обнаружили, что среди вагонов, отремонтированных в депо Саратов, отказов по неисправности буксового узла допущено не было, при этом после ремонта на Вологодском ВРЗ данные отказы имели место. Расследование применяемых технологий показало, что в депо Саратов обработка блоков подшипников эМПи-1 производилась в комплектовочном отделении с последующей выдержкой в вертикальном положении обработанных подшипников в течении не менее 10-15 минут, после чего производился подбор радиальных зазоров непосредственно на внутренних кольцах шейки оси и последующей заправкой в буксовый узел смазки Буксол. В то же время на Вологодском ВРЗ обработка блоков подшипников эМПи-1 производилась непосредственно в монтажном отделении после измерения радиального зазора и с последующей закладкой смазки Буксол (подшипник после обработки эМПи-1 перед закладкой смазки Буксол не выдерживался, что негативно сказывалось на эксплуатации буксовых узлов. Впоследствии на основании проведенного анализа и сформированных рекомендаций по ремонту были внесены изменения в новую технологическую инструкцию, разработанную АО «ВНИИЖТ».
Спикер обратил внимание участников семинара, что при использовании «Буксола» необходимо особенное внимание уделять качеству обмывки и подготовке деталей к монтажу, равномерной закладке и распределению модификатора эМПи-1 с последующей выдержкой подшипника в течении 10-15 минут до момента закладки смазки Буксол, созданию герметичной среды в корпусе буксы, а также проведению вибродиагностического контроля, который обеспечивает равномерное распределение смазки по деталям подшипников.
Главный технолог ООО «ВКМ» (г. Старый Оскол) Марина Худокормова рассказала о собственной технологии по ремонту буксового узла с использованием автоматизированных комплексов ИКР-1. На работу со смазкой Буксол здесь перешли в первом квартале 2020 года по собственной инициативе.
При использовании ИКР-1 подбор деталей по совместимости, диаметру роликов и зазоров на шейке оси происходит автоматически. После маркировки деталей слесаря вручную наносят препарат-модификатор эМПи-1 на поверхности, выстаивают подшипники в течение 10-15 минут, смазку «Буксол» на дорожку качения наружного кольца, в объеме, предусмотренном «Технологической инструкцией по заправке» и отправляют в монтажное отделение. Главное внимание во время работы над технологией нанесения «Буксола» в компании обращали на порядок операций, технологическое время и массу вносимой смазки.
Кроме этого, в ООО «ВКМ» активно использовали моющие средства разных производителей и отмечают, что их выбор будет индивидуальным для каждого предприятия, в зависимости от используемого оборудования.
В заключительной части семинара Елена Тимакова ответила на ряд вопросов, которые были заданы как до начала семинара, так и в онлайн-режиме во время семинара. Также было отмечено, что все презентационные материалы и видео с семинара размещено и находится в свободном доступе на сайте Союза вагоноремонтных предприятий.
Презентацию спикеров и видеозапись мероприятия вы можете посмотреть на сайте Союза в разделе “Буксол“